Почему икона, перед которой горит лампада, кажется нам более «глубокой» и «живой»? Почему этот обычай возжигать перед святыми изображениями лампады издревле существует в православной Церкви? Еще в Ветхом Завете написано: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4). В другой книге Ветхого Завета читаем: “Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего” (2Пар,13-11). Но вот прошло время «детоводителя» ко Христу — Ветхого Завета — и с пришествием Спасителя мира было установлено царство свободы в благодати Христовой Церкви. Но возжигание светильников по-прежнему присутствует в жизни Церкви — теперь уже новозаветной. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, - говорит учитель церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».Кстати, еще в одной из глав книги Деяний Апостолов пишется, что Святые Апостолы вместе со своими последователями возжигали светильники когда собирались в ночное время для проповеди слова Божьего, для молитвы и преломления хлеба: ”В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян 20;8) — читаем мы там.На Русь практика возжигания лампад пришла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире. Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм —это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1-5) Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники (Софроний, патриарх Иерусалимский). Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее: 1.Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. 2.Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36) 3.В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16) 4.В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому. 5.В пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его. 6.В шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей. 7.В седьмых чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше — это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее которое воспламеняет Своим огнем Господь. Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Перед иконой Спасителя она означает, что Он Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Перед иконой Божией Матери она означает, что Она - Матерь Света и имеет пламенную любовь к роду человеческому, что Она носила огонь Божества. Перед иконами святых она означает пламенную любовь к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, означает, что они - лампады, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями, наши горячие молитвенники перед Богом, день и ночь о нас молящиеся. Но почему икона с горящей перед ней лампадой кажется нам гораздо более «глубокой» и «живой», чем икона без лампады? Православная традиция иконопочитания подразумевает живую связь через образ на иконе с первообразом того, кто на этой иконе изображен, будь то Сам Спаситель мира, Его Пречистая Матерь, или же какой-либо святой. Как такая связь может возникнуть, ведь человек, возжигающий светильник перед иконой находится в нашем падшем мире, святые же лицезрят Господа Славы в небесных обителях, находящихся вне нашего пространства и времени? Вспомним о всемогуществе Бога-Вседержителя, Который, по словам св. Дионисия Ареопагита, «есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа», Который «держит» Своими энергиями и душу пребывающего в иных, райских обителях святого, и душу находящегося в этом мире христианина. Ему, как Причине «соединения всего того, что рассеяно (в горнем и дольнем мире)», ничего не стоит протянуть между ними нить общения, как бы проходящую через освященную в Церкви икону. Икона, в таком понимании, не проста доска с нанесенными на нее красками, не просто находящееся на этой доске изображение, но неотъемлемая часть более общей таинственной целостности, имя которой — Святая Церковь, а Глава которой — Сам воплощенный Вседержитель мира. Вседержителю же, по самому определению этого слова, все подвластно, и Он волен установить в Своей Церкви правила, стоящие выше логики этого мира. Одним из таких правил и является иконопочитание вместе с возжиганием перед иконой лампады. Смысл этого возжигания можно постигнуть лишь в контексте всей глубины таинственной жизни Церковного организма, постигнуть Святым Духом, Которым этот Церковный организм живет и Который являет нам истину о том, что горящая перед иконой лампада — это богоустановленный атрибут нашей церковной жизни. Наши благочестивые предки это хорошо понимали. В любом доме, где жили православные христиане, перед святыми образами непременно возжигалась и лампада. В современной Греции, церковная жизнь которой не прерывалась периодом богоборчества, поныне существует традиция возжигать лампады перед иконами в любом офисе. Горящая лампада здесь, как, впрочем, и в любом другом месте является видимым выражение огня нашей любви к Господу и ближнему. Трепетный огонь пламени лампады, видимый перед иконой, будь то дома, в храме и даже в общественном учреждении, знаменует, что Закон Божий – есть светильник человеку во всех сферах его жизни. Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов. Это символ надежды на искупление грехов и помощь Божию. Как писал святой Григорий Богослов, «светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамощнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры"». Молитва на возжигание огня: Возжги, Господи, Угасший светильник души моей Светом добродетели И просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты, бо еси невещественный свет мира, Прими сие вещественное приношение Свет и огонь, -и воздажь ми Внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь