«Спаси, Господи» - так заканчивается любое сообщение, оставляемое на ростовских форумах протоиереем Александром Авдюгиным. Честно говоря, мне даже батюшки вещающие с телевизионных экранов всегда казались ангелами, одетыми в космические скафандры, а уж православие и Интернет виделись вещами абсолютно несовместными. Но просмотрев дискуссии с участием отца Александра, я в своём мнении поколебался и совсем его изменил после взятого у священника интервью.
Итак, по «мылу» были посланы вопросы, тем же путём получены подробнейшие ответы, с которыми вы сейчас можете ознакомиться.
- Общение в Интернете виртуально, здесь всё не по-настоящему, лиц не видно, вместо имён - псевдонимы - в общем, маскарад, поэтому у меня нет 100-процентной уверенности в том, что я общаюсь с реальным батюшкой, а не с тонким приколистом, прячущимся за маской священника. В связи с этим, если вам не трудно, заземлите свой виртуальный образ, дайте краткую автобиографическую справочку: где родились, учились, кем работали, как пришли не только к вере, но и к священническому сану?
- Наверное, на третий или четвертый день моего присутствия на «Ростов.Ру», меня решили «проверить». Причем проверка оказалась достаточно серьезной. Были заданы вопросы, ответы на которые может дать только человек, имеющий духовное образование или серьезно интересующийся православием. Один из вопросов, касающийся вечернего богослужения, ввел меня в смущение. Я некоторое время тупо смотрел на полки с книгами и не мог даже приблизительно определить, где можно найти то, о чем меня спрашивали, потому что там, где ответ «должен» был быть - его не было. Ничего не дало и путешествие по сети. Пришлось использовать «звонок к другу». Наш «академик» рассмеялся и сказал, что я и не смогу найти ответ, так как его не существует по причине неизвестности. Есть такое определение «неизвестный автор».
Рассказывать свою биографию как-то неловко, да и не подобает священнику подробно останавливаться на ней. Все в воле Божией. Ну, а вкратце - ничего необычного до 30 с немногим лет. Родился я в Ростове, на Станиславского тогда жили родители, школу закончил 67-ю, это на площади Дружинников. Поступал в университет на истфак. Не прошёл по конкурсу. Затем армия, вернулся на родную Портовую, работал на вертолётном по военной специальности. Затем институт, специализация «Автоматика и телемеханика». Далее всё по схеме, привычной в советские годы.
Благодарю Бога, что в своё время родители привили мне любовь к книге, к серьёзной классической литературе. Это увлечение на многое повлияло. Господь так управил, что у меня была возможность чтения книг, которые в те времена характеризовали как антисоветские. Бунин, Бердяев, Булгаков, Мережковский, Нилус, Ильин, посевовские издания альманаха «Надежда» и «Ковчег» дали познание того, что идеализм отнюдь не является «врагом прогрессивного человечества». А вот Библию я открыл намного позже, чем надо было бы, но, видно, это также не моя воля.
Я заходил иногда в храмы на богослужения, но воцерковлённым тогда не был. Была какая-то подспудная тяга к вере, но больше влекло желание понять и осмыслить, причём именно православие. Через некоторое время отправился в Оптину пустынь, в Свято-Введенский мужской монастырь. Там и задержался более чем на полтора года.
В монастыре нёс разные послушания, как трудник, то есть живущий и работающий при монастыре, но не принимающий монашество. Большую часть монастырских дней мне было благословлено подвизаться в издательском отделе обители. Как видите, опять книги. Одновременно я получал и духовное образование. Выбор дальнейшего пути был сделан в монастыре. Бог стал для меня реальностью.
Оттуда, из Оптиной, меня и пригласил епархиальный секретарь Луганско-Донецкой епархии на приём к правящему архиерею, который предложил мне принять духовный сан.
- Возвращаясь к теме маскарада, вполне ли прилично священнику участвовать в таком мероприятии? Как вы первый раз вышли в «открытый космос», не было ли сомнений, непонимания вышестоящих инстанций? А то ведь даже электронный адрес ваш звучит несколько двусмысленно: богос, собака...
- Этим «прилично - неприлично» мы создали из лиц духовного звания своего рода касту, отгороженную от мира, о которой толком ничего неизвестно, их внутренний мир, заботы и проблемы нам не ведомы, посему и пиарятся слухи и вымыслы. Виной этому, конечно, стали атеистические семь десятилетий, когда деятельность церкви ограничивалась церковной оградой. Да и некоторые сегодняшние пастыри, особенно вышедшие из семей священников, продолжают вести тот же образ жизни, как личной, так и общественной. Постсоветские остатки советских страхов. Миссионерские обязанности с нас никто не снимал.
«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк, 16:15), как и затем Господь предупреждает: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк., 10:3), поэтому неадекватное реагирование на мои посты, а иногда и откровенная грубость воспринимается мной спокойно.
В нашем подъезде живет человек, который в понедельник не выходит из дому, дабы не столкнуться со мной. Если же такое случается, то печаль и злоба у него проявляются столь ярко, что он не может их скрыть. На мой вопрос, почему вы верите в приметы, а в Бога не верите, он ничего вразумительного ответить не может, только ещё более раздражается. Подобная ситуация бывает и на форумах. Непонимание в «вышестоящих инстанциях» было, но не со стороны правящего архиерея (владыки), а от некоторых священников, которые видят «нечистых» не только в Интернете, но и в компьютерах. Это старая боль православия - неприятие нового. Но и ее можно понять: слишком часто «новизна» несла лишние искушения, ереси.
Благословение на работу в сети я брал. Здесь надо учесть то, что священник обязан брать добро (благословение) у владыки на любое серьезное занятие или дело. Общение же в сети далеко не безобидное и не простое времяпрепровождение.
Ну а с адресом bogos@ и смех, и грех. Представьте себе провайдерский офис в областном центре (Луганске) и реакцию его сотрудников, когда заходит в рясе, с крестом и в камилавке приличной комплекции священник и вопрошает: «Как и кто тут в Интернет записывает?»
Результат - этот адрес, который следовало бы в самом начале изменить, а теперь же он используется в столь большой переписке, что это сопряжено с известными трудностями. Хотя заменить надо.
- Какие сайты вы посещаете, кроме ростовских, публикуетесь ли в печатных изданиях?
- Надеюсь на скорое появление своего сайта, называется он по имени нашей региональной православной ежемесячной газеты «Светилен», редактором которой я являюсь. Публикации есть. В городской и областной прессе. Мои работы можно увидеть сегодня на сайте днепропетровского православного братства spas.dp.ua. Там же есть и форум, где у меня постоянная страница и обязанности модератора. Кроме этого иногда захожу и принимаю посильное участие в белгородском форуме. Регулярно читаю и получаю много полезной, нужной информации на самом посещаемом и интеллектуально мощном кураевском православном форуме.
- Ваше знаменитое «Спаси, Господи», которым вы заканчиваете свои тексты, это привычка или ритуал?
- Это молитва. Краткая просительная молитва, прежде всего о собеседнике. Слово «спасибо», приличествующее при подобных разговорах, этимологически сокращенное «спаси, Бог», но оно вышло из употребления, поэтому «Спаси, Господи!».
- Верите ли вы в старый добрый ад с чертями, сковородами и т. п.? Вообще каковы ваши представления о посмертном воздаянии?
- Представлять «добрый ад» с рогатыми кочегарами всё равно что представлять Бога старичком, сидящим на тучке и грозящим пальцем: «Ух, я вам!». Ад - это отвержение от добра. Постоянное пребывание во зле. Это душевные непрекращающиеся страдания. Ведь даже в этом мире мы знаем, что духовная боль - самое тяжёлое, что испытывает человек. Можно немного представить адские муки на примере самоубийц. Человек приходит к суициду из-за невозможности перенесения духовных терзаний, но в любом случае в этом мире их как-то можно претерпеть, проблемы решить или хотя бы смертью естественной уйти, а не по самотному решению прекратить страдания. Претерпевший до конца обретёт духовный покой. Тот же, кто наложил на себя руки, будет постоянно находиться в том же состоянии, с каким он уходил из этого мира. Духовные терзания обретут вечное исполнение. Ты будешь знать, что муки не прекратятся никогда.
Один старец рассказал заядлому курильщику, что он видел в тонком сне видение о муках тех, кто всецело зависит от сигареты. Они находятся в затуманенных табачным дымом длинных серых бараках, им постоянно невыносимо хочется закурить и они знают, что никогда не смогут этого сделать. Представьте подобное…
- Было сказано: «блаженны нищие духом». Ваши представления о Боге наверняка сильно отличаются от таковых у какой-нибудь бабушки, вашей прихожанки, но не ближе ли эта бабушка к царствию небесному?
- Бог - один для всех и один для каждого. Господь личностен, отсюда и обращение к Нему на «Ты». Каждому Господь даровал свою меру талантов, которые мы обязаны преумножить (см. притчу о талантах, Мф., 25). Имеющий один не способен творить и совершенствоваться, как тот, у кого изначально десять талантов, но вот спастись, как и погибнуть, может и тот и другой, если Богом данное закопает в землю.
Простая бабуля по своей искренности, доброте и любви вполне может превзойти мудрого, начитанного и богатого талантами, и ей не вмениться во грех, если она толком не знает Библии, неправильно читает молитвы или по незнанию ходит в раскольническую церковь. Если она просто верит и стремится любить людей так, как любил Спаситель, то, конечно, царствие небесное она обретёт. Ну а «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк., 12:48).
Мне нравится по этому поводу хорошая поговорка прп. Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрёно, там ни одного».
Преумножь данные тебе Богом «таланты», и спасёшься, начнёшь жить по принципу: «день и ночь - сутки прочь» - и семь пядей во лбу не помогут.
- Что такое зло? Не относительное ли это понятие?
- Зло - это подмена истинного содержания ложью. Как природа, субстанция, зло не существует, однако каждый из нас чувствует его мощь, насилие и чёрную энергию. Зло - это активная сила, так как оно нашло своё осуществление в ангелах ада - демонах, падение которых заключается не только в духовной ошибке и неправильном выборе пути, но и в сознательном противлении воле Божией.
Зло имеет два аспекта. С одной стороны, зло - это оскудение добра, а с другой - оно реальная сила, направленная против добра и борющаяся с ним.
Никакой относительности здесь нет. Пример - террористы в «Норд-Осте» (как, впрочем, и все иные террористы). Вы можете предположить, что при сохранении им жизни они превратились бы в законопослушных, добродетельных граждан?
Зло конкретно, потому что конкретно его выражение. Появляется же оно прежде всего через тех, для кого понятие Бога чуждо.
- Каким вам видится современный мир, есть ли в нём вещи, которые вам не нравятся? Меняются ли люди в процессе исторического развития, какого рода эти изменения?
- Православие эсхатологично, то есть без «конца света» не обойтись, а он, по Писанию, состоится только после 3,5-летнего царствования антихриста. Царствование предполагает собой абсолютную власть (также, библейская истина), поэтому христианство, в его земном виде и форме, будет побеждено и лишь «малое стадо» дождется реального, прижизненного Страшного Суда при втором пришествии Спасителя.
Не стоит тешить себя статистикой об открываемых храмах и монастырях, хотя это и даёт нам надежду на не столь быстрый приход «обезьяны Бога» (так святитель Иоанн Златоуст назвал сатану). Зло овладевает сознанием людей намного быстрее, чем восстанавливаются попранные святыни и воцерковляется человек.
Обратите внимание, какую неподдельную злобу вызывают мои сообщения и полемика у некоторых форумчан, сколь яростно воспринимаются цитаты и ссылки на Библию или святых отцов. Причём призыв к аргументированному и спокойному разговору не слышится, факты игнорируются, а принцип: «Понятие приходит с верой» безусловно отвергается.
Человек, конечно, меняется, и изменение его происходит прежде всего на интеллектуальном уровне, но ведь знания без нравственной основы могут стать и становятся орудием зла.
Меня очень пугает не столько забвение традиций и веры своих предков, сколько увлечение эзотерическими религиями, откровенный интерес к сатанизму, идея «жить для себя» и «взять от жизни всё». Человек как будто забыл, что земной век конечен, он отбрасывает вековечный вопрос: «Како мне умирати будети?»
Многое меняется в мировоззрении у этих людей при конкретной встрече со смертью, с тяжёлой болезнью. Но даст ли Господь время для осознания? Не мы определяли время нашего рождения и не нам знать время нашего ухода в вечность.
- Мне кажется, что там, где существуют догмы, неизбежны и ереси. Возникают ли в лоне РПЦ какие-то идеологические отклонения, которые потенциально чреваты ересью? Существует ли «генеральная линия», от которой нельзя отклоняться, в каких пределах священник может быть вольнодумцем? Скепсис, сомнения знакомы вам?
- Догмат - камень преткновения для многих. Часто в догматичности церковных канонов и установлений видят косность, архаичность, своего рода «омертвелость». Это происходит потому, что догмат и догма в христианстве далеко не одно и то же.
Догмат - основа церкви, как скелет основа человеческого тела. Скелет человеческий, при всем многообразии телесных типов, в принципе, одинаков. По крайней мере, по одному анатомическому экземпляру мы вполне можем изучить костную основу и китайца, и американца, и россиянина. Так и догмат в христианстве.
Христианине, имеющие единое мировоззрение, при этом могут придерживаться разных идеологических представлений. Стоящие рядом на литургии демократ и монархист отнюдь не нонсенс, ибо тот и другой православные, то есть исповедующие один символ веры. Или, например, православный человек по идеологии может быть нестяжателем, как Нил Сорский, а может быть сторонником увеличения церковного имения, как Иосиф Волоцкий. В современной церковной жизни множество течений, мнений и идеологических направлений. Дискуссии идут постоянно. ИНН, канонизация Иоанна Грозного, оправдание Распутина, роль России в глобализации, языковая и календарная проблемы, современная монашеская жизнь - это далеко не полный перечень их тематики.
Ничего антиправославного в них нет до того момента, когда подход к той или иной проблеме может быть оправдан священным писанием и церковным преданием, т. е. «скелет» остаётся, символ веры не изменяется.
«Вольнодумство» было, есть и будет. Православие не «устаревшее», а «вечное» понятие. Вечность не устаревает, она в постоянном развитии. Необходимо лишь помнить, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Птр., 5:8), и для зла «раздрание» единой церковной ризы - задача первостатейная. Отсюда и ереси.
Думать же о безусловном подчинении, какой-то генеральной линии не стоит, неверно это. Да и помнить необходимо слова апостольские: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор., 11:19 ).
Душа человеческая непременно ищет и будет искать устойчивых ценностей, нечто неизменное, не связанное с духом времени и преходящими человеческими представлениями. И в этом смысле верующий человек имеет, и всегда будет иметь, утешение, что церковный корабль неподвластен тем ветрам, от которых сотрясается и колеблется мир.
- Бывают ли неискупимые грехи?
- Нет, не бывают. Даже самый страшный грех - хула на Духа Святаго - при искреннем раскаянии прощается Богом. Беда только в том, что закостенелые богохульники каются редко. Злоба всегда имеет тенденцию к геометрической прогрессии. Есть даже выражение «закостенел во злобе».
- Было время, когда лицедеев хоронили за оградой кладбища, сейчас ремесло актёра - одно из самых престижных и желанных, как следствие и философия этого некогда ограниченного контингента стала массовой: мир - театр, люди - актёры, жизнь - игра. Это нормально?
- Откуда такие сведения и когда в России хоронили актёров за церковной оградой? Чтобы Щепкина в XIX веке хоронили не по-христиански? Или Шаляпина? В наше время православно отпевались и Высоцкий, и Леонов, и многие другие ушедшие в мир иной. Да, актерство наиболее подвластно греху, страсти там, причем, чужие, не свои, но ведь мы знаем и примеры высокодуховного актёрского мастерства, преподающего нам вечные ценности. Здесь необходима градация. Сегодня многие труженики театра, кино и эстрады не стесняясь исповедуют православие. Толкунова, Конкин, Михалков, Бичевская, Тихонов, Боярский - это те, о которых я знаю. Мне самому приходилось исповедывать актёров, а не только видеть их в церкви.
Знаете, от трудного детства, плохой компании, непутёвых родителей и равнодушного общества дорога лежит не только в криминал и на панель, но ещё и в монастырь. Проинтервьюируйте монашку и путану - начало пути часто абсолютно одинаковое.
Не актерство ныне, по-моему, наиболее податливо к греху, а журналистика. Именно там процветает такая ситуация: говорим одно, делаем другое, а пишем третье.
- Не узок ли круг общения православного священника? Не является ли общение в Интернете отчасти попыткой выйти за пределы этого круга?
- Интернет и общение в нём - источник новых знаний и «отработка» действенных методов проповеди и полемики с инакомыслящими. Я живу на периферии (тем более Украина, хотя и восточная, до границы - рукой подать), и для того, чтобы быть знающим священником, лучшего средства не найти. Это же кладезь мудрости, главное - знать, зачем ты входишь в сеть. Ведь островки, пахнущие ладаном, и материки человеческой мысли соседствуют с океанской клоакой греха. В общем, надо поступать как в церкви: входя в храм снимать с себя шапку, а не голову.
- Боитесь ли вы чего-нибудь в этой жизни?
- Умереть без покаяния.