Да, горе многим, и особенно детям, когда они живут среди такого Содома. Потому что, как говорит слово Божие, «со избранным избран будешь, с нечестивым развратишься» (Притч. 13, 21). И апостол Павел не зря приводит мысль языческого философа о том, что дурные сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). Это очевидная истина даже для незнающих Бога. Как говорится , с кем поведёшься, от того и наберёшься.
Когда грех становится нормальным явлением в обществе, выжить, действительно , могут только сильные. Сильные это те, кто не формально принадлежит Церкви. Те, кто со Христом, с крепостью Его благодати. И умножение беззакония должно вдохновлять любящих Христа на большую верность Ему. Как поётся в псалме:» Господи, разориша закон Твой. Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия» (Пс. 118, 126-127).
Но вы, кроме того, поднимаете очень важный для сегодняшнего времени вопрос о личной ответственности.
Существуют две опасности. Одна- грех индивидуализма:» То, что в мире и со всей Церковью, меня не касается». Замкнуться только на личном грехе и не видеть общественного.
Хотя общественный грех может быть государственным атеизмом, переходящим на наших глазах в государственный сатанизм. И вторая – когда личный грех растворяется в грехе коллективном . «Нравы падают- виноват во всём политический режим».
Мысль не новая- её в своё время высказал Руссо: « Человек рождается хорошим, его делает плохим общество». Какой же вывод он делает? Измените общественную структуру- и вы измените человека. Мы знаем, к каким последствиям в истории привела эта соблазнительная мысль. Надежды на такого «нового человека»- Маркса, Энгельса, Ленина, Гитлера, Ницше, Мао Цзэдуна - отсюда.
Но на самом деле истоки подобных рассуждений глубже. Они идут от первородного греха. И так привычно человеку сваливать свои грехи на общество, или на обстоятельства, или на других людей, наконец,- на Самого Бога! Давно замечено: чем строже люди к общественным грехам, тем снисходительнее к личным. Сам Руссо, который избавился от пяти собственных детей, сдав их в общественный приют- классический пример этого.
Не надо впадать из одной крайности в другую. Думать, что в обществе, социально более справедливом, должна быть более нравственная жизнь- очевидное заблуждение. Пример сегодняшних Швеции и Голландии, где самый высокий в Европе уровень жизни и самое большое число самоубийств,- у всех перед глазами.
Христианская мудрость- всегда в хранении спасительного равновесия. И всегда грех против любви истины- больше всех грехов. И «любящему Бога всё содействует во благо»(Рим. 8, 28)