Храм Андрея Первозванного
История возникновения Храма Андрея Первозванного берёт своё начало в 1872г. В то время население посёлка Сулиновского ( пос. Сулин в настоящее время) стало увеличиваться в связи со строительством неподалеку завода, поэтому возникла необходимость строительства молитвенного дома или храма в посёлке, так как православных работников завода и крестьян было довольно много, а ближайший Владимировский Храм находился далеко. Владелицей посёлка Сулиновского в то время была дочь А. Сулина, основателя посёлка, и жена Ротмистра – Вера Юдина, она то и пожертвовала под молитвенный дом или храм, принадлежащий ей каменный дом, который находился на левом берегу реки Кундрючья « вне жилья, на площади ровной и довольно просторной, приличной, в длину дом имеет 24 и ј аршина, в ширину12 и 3\4 аршина, а в вышину 4 аршина, а в вышину 4 аршина, имеет 8 комнат и покрыт тёсом, несколько обветшавшим». Прихожанами предполагаемого храма должны были сталь жители посёлков Сулиновского и Ковпаковского « в которых 390 душ мужского пола, число, при определённом жаловании причту, достаточное для оного, дабы обеспечить его в материальном отношении. За отчислением помянутых посёлков от прихода Владимирской церкви».Жители этих двух посёлков дали обязательство обеспечить священнослужителей нового прихода жалованием « 600 рублей серебра», по видимому в год. Итак. 27 июня 1872 года доверенные крестьяне от двух вышеуказанных посёлков, Давид Зенцов, Василий Гайворонский и Афанасий Яковенков, имея доверенность « на ходатайство, с подписью на оной жены Ротмистра Веры Юдиной, о пожертвовании ея для молитвенного дома, принадлежащего ей в Сулиновке каменного дома»подали прошение в Донскую Духовную Консисторию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону, с просьбой разрешить устроить в Сулиновке молитвенный дом. К чему и « приложили руки» по причине неграмотности, а так же два плана по предполагаемому строительству. Получив прошение Владыка Платон сделал предписание Каменскому благочинному И. Пащенскому вмести с полицейским чиновником произвести следствие о постройке молитвенного дома в Сулиновке.
Андреевский Храм (вид зимой)
25 ноября 1872г.благочинный Пащенский подал в Консисторию рапорт, и представил составленный им вместе с полицейским чиновником акт об освидетельствовании дома « который жители посёлка Сулиновского предположили перестроить на молитвенный дом и о составе имущего быть при оном прихода», в котором содержалась полная опись дома, а так же « засвидетельствованный Черкасским Полицейским Управлением приговор, об обеспечении причта жалование в 600 рублей серебром». 6 марта 1873г. Владыка Платон видя действительную необходимость « что близ сего хутора сооружается завод, при котором без сомнения будет много православных работников»написал резолюцию об утверждении строительства молитвенного дома в пос. Сулиновском. Строительство началось.
Андреевский Храм
Храм изначально предполагалось построить на пожертвования будущих прихожан, а так же любых других граждан. Для учёта таких пожертвований Донская Духовная Консистория 5 июня 1873 г., по прошению Доверенных общества временно- обязанных крестьян посёлка Сулиновского выдало специальную книгу, с предписанием Архиепископа Платона « что бы сбор добровольных подаяний по этой книге производился только в Донской области». Много местных жителей вносило свой вклад в строительство храма, поэтому храм построили очень быстро. Уже 10 ноября 1873г. была произведена опись « церкви, устроенной во имя Андрея Первозванного в хуторе Сулиновском, и имущества ея», которую и приложил к своему рапорту 16 ноября 1873 года Каменский благочинный- священник И . Пащенский, что бы « донести Вашему Высокопреосвященству, что всё необходимое нужное при освящении ея приготовлено в надлежащем порядке, за исключение св. антиминса, которого при ней не имеется». Это так же подтвердилось телеграммой от 21 ноября 1873 г., направленной Иоанном Пащенским в Новочеркасск в Духовную Консисторию. А уже 24 ноября 1873 года Владыка Платон сделал « надлежащее по сему распоряжение». В ближайшее время храм был освящён, назначен священник и начались службы.« Церковь сия состоит из стен каменных, купол же и фонарь деревянные, кровля на ней железная, с трёмя главами,
Андреевский Храм ( вид иконостаса)
на которых три железных креста, вокруг неё ограда из дикого камня. Иконостас и Царские двери из полотна с изображением Спасителя, Божией Матери и других Святых. Колокольня устроена отдельно от церкви на четырёх столбах. Покрытая тёсом. При церкви флигель деревянный о трёх комнатах с кладезью, крытый железом».Храм получился очень красивым, внутри работы по росписи велись масляными красками. Службы проходили ежедневно. Население посёлка росло вместе со строительством близлежащего завода. Рос и Храм, и уже в 1888 году к нему были сделаны два придела, Южный – в честь святого Великомученика Пантилиимона, и северный- в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Таким Храм и остался до 60 годов 20 века. Имелся очень хороший хор, состоявший из местных жителей. Каждый год перед праздником Пасхи жители посёлка производили ремонт Храма. По красоте в районе подобных храмов не было. На престольные праздники на службу в храм съезжались даже жители соседних хуторов. Первым священником Храма Андрея Первозванного был Пётр Попов, умный, пожилой и очень уважаемый своими прихожанами человек. Вторым священником был Александр Поцелуха, который помимо службы в храме преподавал Закон Божий в школе. В 1911 году при Храме имелись три штатных священника и один диакон. Храм Андрея Первозванного пережил Октябрьскую Революцию .Службы шли постоянно. После окончания Великой Отечественной Войны в храме служил священник Климов Прокопий Георгиевич – бывший офицер, участник войны. Имел боевые награды, образованный, начитанный человек. В 1956 году его перевели благочинным в г. Каменск В начале 60-х годов 20 века во время массового закрытия храмов, во время хрущёвского богоборчества было принято решение о строительстве в пос. Сулин школы № 10. Иного места, как рядом с храмом Андрея Первозванного тогдашние власти по видимому не нашли…И 4 августа 1963 года Храм был закрыт и службы в нём больше не проводились. Часть церковной утвари и икон была перевезена в Свято-Покровский храм ( пос. Казачий). Некоторые иконы находятся там и в настоящее время. А в основном Храм был разграблен местными жителями. Осенью 1966 года автогеном разрезали железо на куполах, от чего загорелся многослойный слой краски, и купола начали гореть. Горели они трое суток. Храм Андрея Первозванного перестал существовать. В настоящее время на месте бывшего храма иногда проводятся молебны великомученику Пантелиимону священником Свято-Покровского Храма.
( курсивом выделенные фразы взяты из подлинных исторических документов)